Воспитание четырехлетнего ребенка


Сказка про Машу


Иногда я рассказываю на ночь Маше сказку, ту, которую она попросит. Но не очень люблю это делать. Потому что она все время просит рассказать сказку про Колобка. Когда папа рассказывает ей эту сказку, он засыпает уже на встрече с зайцем, иногда - с волком. А я чаще всего отказываюсь и рассказываю "Сказку про Машу". Раньше Маша слушала молча, а теперь - это сказка диалог, потому что рассказываю я о реальных событиях прошедшего времени и они вызывают у Маши отклик.

В этих "сказках" она бывает разной: и такой, которая мне нравится, и такой, которая нравится не очень или совсем не нравится. В первом случае я радуюсь, в последнем говорю, что меня особенно волнует. Есть еще одна сказка про нас с Машей, она о том, как мы с ней пошли на прогулку, в которой описано со всеми подробностями как я ее одевала, как потом шли по улице и встречали разных собачек, все собачки перечисляются в сказке неоднократно. Эта сказка никогда не меняется. Ее я рассказываю ей с двух лет в особых случаях: когда она плачет, или ей бывает трудно заснуть, или она просыпается ночью и никак не может успокоиться.


Маша "читает" маме сказку


Маше четыре года и она еще не умеет читать. Но умеет рассказывать прочитанное. Помню, что сначала было трудно ее уговорить рассказать, что она помнит. Но вот Маша просит почитать, а я уставшая и глаза слипаются, и язык заплетается. Прошу Машу мне почитать. Она с охотой соглашается. Берет свою книжку с прибаутками и начинает "читать". Я отдыхаю, а Маша пересказывает стишки. "Ды ты, Машенька все помнишь!". Я повторяю первый стишок два раза и вот уже Маша делает не пересказ, а рассказывает стишок наизусть.

Вскоре она начала рассказывать истории из книги Волкова "Волшебник изумрудного города", которую мы читаем уже три месяца. Читаю не только я, а все кто свободен или укладывает ее спать. Каждый начинает с того места, где закончил читать в предыдущий раз. А Маша напоминает своими рассказами, что же это было за место. На этом настояла я. Мне было скучно читать книгу, пропуская события, и я отказалась это делать. Маша протестовала, но не очень и так мы и продолжаем читать эту книгу. Но есть настойчивость, которая меня радует и я сразу откликаюсь на нее.


Как Маша придумала игру


Маша встала утром, оделась, причесалась, позавтракала и просит меня поиграть с ней. Ничего себе - еще вчера разные капризы, конюченья, мое возмущение тем, что она не причесана, босиком. Обычно в таком случае я даже отказываюсь с ней разговаривать, и Маша уходит, хлюпая носом, находя себе занятие сама.

  • В какую же игру ты хочешь поиграть?
  • Ну, выбери во что тебе самой хочется поиграть. (Сказано было таким елейным голоском)
  • Я хочу поиграть "В слова", ты знаешь эту игру, когда тебе нужно придумывать короткие слова и записывать их.
  • Ну давай не будем играть в нее, это же как "В школу".
  • А в какую ты хочешь?
  • В ту, которую я придумаю сама.
  • Хорошо, потом тогда поиграем в мою.
  • Хорошо.
  • В чем заключается твоя игра?

    Потом Маша долго ходит за мной и рассуждает, а я убираюсь в комнате, потому что вижу, что игры не существует и она придумывается с ходу. Наконец появляется внятная задача.

  • Нужно достать маленьких мягких мишек.

    Мы достаем с ней все маленькие плюшевые игрушки, потому что, видя как мишек мало, Маша просит доставать и другие, но следит, чтобы в ее кучку попадали только самые маленькие. Я бурчу, что эти малышки разбросаны по всему большому ящику, потому что совсем недавно я прибиралась с Машей в этом ящике и сложила их в одного Мишку-рюкзачок. Наконец мы заканчиваем эту сортировку. У меня в голове мысли - хорошо бы их посчитать.

  • Что дальше?
  • Нужно их разложить (начинает медленно раскладывать)
  • А дальше? (нетерпеливо, потому что хочется чтобы игра уже началась)
  • Дальше каждый выберет себе то, что ему хочется. (Уже интересно, напоминает одну психотехнику, как бы ее адаптировать к детям - думаю я)
  • А дальше? (опять нетерпеливо говорю я)
  • А дальше….(думает) дальше под ними нужно выложить палочки (делает движение руками вниз от игрушек)
  • Подписать их? (радуюсь я, потому что мне хочется научить Машу читать)
  • Нет. Буквы.
  • Что - написать буквы, с которых начинается слово, которым называют эти игрушки? - (как в стихах про алфавит, опять радуюсь я).
  • Нет. Выложить игрушки как палочки.
  • Мы будем из игрушек выкладывать буквы?
  • Да! Выбирай себе, которые нравятся. И я.
  • У меня пять, а у тебя? (наконец то удастся посчитать, опять радуюсь я уже не безосновательно)
  • (Считает) - пять
  • Точно пять? ( я сомневаюсь, потому что знаю, что она еще бывает ошибается)
  • Спокойно пересчитывает) Пять.
  • Берем еще по одной?
  • Да!
  • Эту тоже я возьму (берет оставшуюся непарную игрушку)
  • Тогда у нас будет не поровну, пусть она останется.
  • Хорошо. Давай ты будешь выкладывать букву, а я угадывать.
  • Давай.

    Дальше начинается самое интересное для меня и для нее. Первой я выложила букву "Б", но Маша не смогла ее угадать. Я попросила ее скопировать ее своими игрушками. Она с трудом делает это, говоря, что я выбрала сложную букву. Буква Б В один из моментов она складывает букву "О", я изменяю свою, перекладывая одну игрушку. Она сразу называет букву. Буква "Б" до сих пор не угадана. Прошу Машу посмотреть на нее сверху, с разных сторон. Безрезультатно. Маша права - я выбрала слишком трудную букву и говорю ей об этом. Буква О Буква О Буквы "А", "П", "Н" и даже "И" она угадывает. Затруднение возникает с буквой Г. Но Маша просит назвать слово, в котором есть эта буква - вот это прогресс! Букву она не угадывает, но я страшно довольна. Мы с ней фотографируем буквы. Буква A Буква П Она сама складывает свою любимую букву О. И я иду скорей записать эту так понравившуюся мне игру Маши. Когда я уже сижу за компьютером, то предлагаю Маше поиграть в мою игру. Но Маша объясняет, что играть одна она не хочет и совершенно права. Мы откладываем игру на время моей работы. А после с удовольствием смотрим, как получились наши композиции из игрушек. Буква Н Буква И

    Должна сказать, что игра, придуманная Машей очень полезна при обучении чтению. Буквы, выученные по букварям, по различного рода опорным картинкам, будут в дальнейшем вызывать затруднения в развитии письменной речи. Когда учишь ребенка читать, важно одновременно начинать обучать письму. Это более сложная задача, она требует нового витка развития мышления. Но если не тренировать такое мышление на тренажорах, подобных этой игре, автоматизм будет вырабатываться долго, потому что мышление остается не подготовлено, как сложное многофункциональная система, в которой есть много элементов. Узнавать буквы в нечетких контурах - задача не простая, но решение ее позволяет осознать букву как особый предмет, позволяет изучить букву в подробностях и узнавать потом ее многочисленные варианты и пользоваться ими. Это уже прием тренировки особого типа мышления, востребованного в современном мире.


    На главную страницу

  • Hosted by uCoz