О значении речевого творчества


О школьном образовании мы можем узнать из книг, из своего собственного школьного опыта, из средств массовой информации. Так мы узнаем о новых приоритетных направлениях в образовании, о новых педагогических технологиях. Но важно еще выбрать собственные предпочтения среди возрастающего количества школ и подходов, важно знать, как на уровне семейного воспитания можно помочь детям в непростом деле их об-ра -зо-ва-ния. И просто информация здесь не поможет. Важны свои рассуждения и мысли, понимание уникальности развития своего ребенка, понимание особенностей своей семьи, ее истории. Есть замечательный способ: через собственное речевое творчество мы можем понять, как сделать образовательный процесс успешным для детей.

Наша речь - это не просто возможность общаться. Это способ разрешать свои проблемы, искать ответы на вопросы с помощью создаваемых нами образов. Только в суете наших будней мы об этом забыли.

Может ли речевое творчество помочь педагогам, психологам, самим детям и их родителям в разрешении постоянно возникающих в образовательной действительности вопросов? Выдающийся отечественный психофизиолог А.В. Брушлинский приводит результаты исследования, основанного на микросемантическом анализе живой устной речи человека решающего мыслительную задачу или проблему. В ходе эксперимента создавались протоколы рассуждений испытуемых - до десяти и более машинописных листов. А их психологический анализ составлял в ряде случаев 20-30 листов. В результате удавалось проследить, как формируется и формулируется мысль испытуемых. Из этого автор заключает, что "15 человек на разных этапах решения задачи сделали своеобразное небольшое научное открытие <…> Подобные факты свидетельствуют < …> о том, что любое мышление, хотя и в разной степени, всегда есть искание и открытие существенно нового" (Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - Москва-Воронеж, 1996, стр. 208-313).

Этот эксперимент наглядно демонстрирует тонкости взаимосвязи речи и мышления, о которой С.Л. Рубинштейн писал: "Процесс облачения мысли в слово есть процесс развития и более содержательного определения самой мысли <…> В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем" (Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000, стр. 395).

Размышления в письменной речи у каждого будут свои. Это могут быть эссе, рассказы, научные статьи или исследования на обыденном уровне знаний, очерки с места событий. У каждого из них своя ценность.

Ну а поскольку инициатива наказуема - первые тексты в БИБЛИОТЕКЕ принадлежат организаторам нашего проекта "Школа образов". Послать свои тексты можно по адресу:

kalistrat@mts-nn.ru

Другая перспективная возможность - это форум нашего сайта. Каждый участник может выдвинуть тему, волнующею его, для обсуждения и оставить на форуме свои рассуждения. Таким образом, будет спровоцирован диалог между всеми, кого зацепит эта тема, кто уже размышлял над ней.


На главную страницу

Hosted by uCoz